Ваша компания
ГлавнаяСведения об образовательной организацииО ДОУРодителямПубликацииКраевой проект "Читаем вместе"Детский техномир3 Д музейФотоальбомВопросы-ответы

Публикации

 Особенности развития речи детей 5-го года жизни.

       Одной из самых важных предпосылок совершенствования речевой деятельности детей дошкольного возраста  является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.

       Развитие речевых и коммуникативных способностей является важнейшей задачей развивающего образования, воспитания культуры личности. Умение составлять, простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически правильно строить фразы, способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению.

      Основу речевого развития ребенок получает в семье в самые первые годы жизни. Культура речевого общения в семье может оказать колоссальное влияние на развитие всех сторон речи ребенка и в частности на развитие грамматически правильной речи.

  Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической стороны. Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

   Главное направление развития речи на пятом году жизни – это освоение связной монологической речи.

   Словарь ребёнка обогащается именами прилагательными и глаголами. Увеличивается речевая активность. Детей этого возраста называют «почемучками». Запас слов довольно внушителен, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли сложными предложениями, используют в речи вводные конструкции, осваивают умение строить высказывания разных типов – описательные и повествовательные.

    Дошкольники практически осваивают правила грамматики, морфологические средства языка, словообразование существительных, обозначающих детёнышей животных, с помощью суффиксов, которые придают слову эмоциональные оттенки (лисёнок, лисёночек), некоторые способы образования глаголов.

    Однако в этом возрасте у детей ещё имеются недостатки и освоение грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде, числе, употребление родительного падежа множественного числа). Часто в предложении отсутствуют слова, содержащие основной смысл, существительные заменяются местоимениями. Нарушения относятся и к порядку слов в предложении, и к грамматическим формам изменения слов (не вполне усвоены типы склонений и спряжений).

   В этом возрасте продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет шапки, варежек, брюк), согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; усиливается ориентация на окончания слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, весёлая девочка, голубое ведро).

    Формирование грамматически правильной речи у ребенка – одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению родному языку.  Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать окружающую действительность, тем полноценнее его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, а следовательно, и его личность в целом.

    Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.  

   Семья – это первая окружающая социальная среда, в которую попадает ребенок.  Правильная и лексически богатая речь родителей, чтение вслух, беседы с детьми – важнейшие традиции семьи, в которых заложена созидательная сила семейного воспитания. Подобные традиции семейного воспитания не только могут помочь родителям в формировании положительно окрашенной речевой культуры ребёнка, но и научат маленького человека, только вступающего в жизнь, бережно относиться к слову, понимая заложенную в нем силу разрушения и силу созидания.

 Автор: Онянова Ю.В., старший воспитатель.